Райнхард Кайзер ~ Reinhard Keiser

  • Подписчики: 248 подписчиков
  • ID: 34599161
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
reinhard_keiser

Описание

Немецкий композитор эпохи барокко, которого современники (причём весьма искушённые) величали "гордостью Германии" и "Первым Человеком в Мире", Телеман отзывался о нём в хвалебных стихах как о мастере, который "возвысил искусство пения до совершенства", а Хассе сравнивал по таланту с Алессандро Скарлатти. О жизни и творчестве этого композитора сложены едва ли не целые легенды, между тем реальные факты его биографии скудны, а наследие сохранилось лишь в некоторой части. Райнхард Кайзер (1673—1739) родился в семье саксонского органиста Георга Кайзера в Тейхерне, неподалеку от города Вейсенфельса. Образование получил в лейпцигской школе Святого Фомы, в дальнейшем служил музыкантом в Брауншвейге, Штутгарте, Гамбурге, Копенгагене. В начале 1700-х годов он отправился в Гамбург, где в 1704 году сменил Георга Шотта на посту директора "Оперного театра на Гусином рынке". Здесь наступила блистательная кульминация этого высокоталантливого композитора - кульминация, отмеченная огромной, почти невероятной продуктивностью, небывалым успехом у населения "вольного города" и, наконец, катастрофой его предприятия. Вся романтическая история безумств богемной жизни, побега из долговой тюрьмы и т.п., хотя и получила широкое распространение, однако весьма недостоверна. Гораздо важнее то, что в лице Кайзера в Германии впервые появился феноменально одаренный и плодовитый оперный композитор, по определению Ромена Роллана, "открывший новую эру немецкой музыки". В течение 40 лет Кайзер написал для гамбургской сцены около 116 опер. В 1729—1730 побывал и в России - Петербурге и Москве - где получил поручение ехать в Италию для подбора в Россию певцов и инструменталистов, но затем отказался от этой миссии. В 1734 году Кайзером была написана последняя его опера «Цирцея». Потомки начали забывать Кайзера и только такие тонкие знатоки музыки, как Хассе, который сравнивал Кайзера по таланту с Алессандро Скарлатти, еще помнили о нем. О жизни и творчестве этого композитора сложены едва ли не целые легенды, наподобие того, как это несколько ранее было это со Страделлой, а позже с Моцартом. Между тем реальные факты его биографии скудны, а наследие сохранилось лишь в некоторой части. Наследие Кайзера весьма внушительно. Помимо ста двадцати опер, приписываемых ему И.Маттесоном и другими современниками (партитуры в большинстве утеряны, и авторство Кайзера достоверно установлено в отношении семидесяти - семидесяти семи), он оставил после себя оратории, кантаты, мессы и пассионы, Te Deum'ы и мотеты, серенады и некоторое, правда небольшое, количество произведений в инструментальных жанрах. Написал также много духовных сочинений, ораторий, мадригалов и др. Сотрудничая с искусными либреттистами (Фейндом, Вейдеманном, Мейстером и другими), он охотно обращался к мифологическим ("Улисс", "Геркулес на распутье"), историческим ("Октавия", "Крез", "Неистовый Мазаниэлло"), наконец, к комически-бытовым сюжетам, где особенно часто появлялись злободневные мотивы, элементы сатиры, пародии, зачастую с достаточно свободолюбивой тенденцией. На современные сюжеты написаны были "Приятный обман, или Карнавал в Венеции" (1707), "Любитель хорошо пожить, или Лейпцигская месса" (1701), "Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман" (1725), "Неудавшийся обман" (1725), запрещенный к постановке Гамбургским сенатом. Блестящим образцом оперы-пародии на жанр seria был "Der lächerliche Prinz Jodelet" ("Забавный принц Йоделет", 1726), с характеристичными сольными номерами (герои оперы - нищие искатели приключений - поют на немецком, придворная знать - на итальянском языке) и великолепной увертюрой. Она по справедливости может быть отнесена к лучшим в оперной литературе начала XVIII столетия.