Борецкие=нас много!!!!!

  • Подписчики: 26 подписчиков
  • ID: 973418
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
закрытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club973418

Описание

— Древний новгородский род, из которого вышло несколько посадников. Происхождение его неизвестно. 1) Исаак Андреевич Б. — посадник новгородский, в 1428 г. защищал г. Порхов, на который сделал нападение литовский вел. князь Витовт; но так как силы новгородские были слабы, то он скоро стал просить у Витовта мира, которого и добился, уплатив Витовту 10000 новгородских рублей. 2) Марфа, жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде и потому известная более под именем Mарфы-Посадницы. -Личность ее, по памятникам, рисуется довольно бледно; только, кажется, и можно сказать, что она была женщина умная, энергичная и любившая свободу. Правда, велеречивый московский повествователь приписывает ей еще и такие свойства, как надменность, лукавство, страсть к самовластию, и в подтверждение последней говорит о ее намерении выйти замуж за Михаила Олельковича, чтобы властвовать с ним в Новгороде под верховным главенством короля, но с одной стороны, полемический тон автора, не скупящегося на бранные эпитеты по отношению к М. Б. и даже сравнивающего ее с известными язычницами — Иезавелью, Иродиадой и др., с другой, — невероятность сообщения о замужестве заставляют усомниться в достоверности характеристики. Вероятнее предположить, что М. Б. и ее семья примкнули к довольно значительной в Новгороде литовской партии не из желания властвовать, а из ненависти к московскому самовластию и чтобы сохранить "вольности" Великого Новгорода. Богатство же и знатность легко могли поставить ее во главе этой партии, с чем согласен и московский летописец. — Историческая роль М. Б. начинается в довольно зрелых ее летах и относится к последним годам существования новгородской общины; таким образом, ее судьба стоит в тесной связи с историей падения этой общины. Историю падения Новгорода летописец начинает с 1471 г., со времени первого похода Иоанна III на Новгород. В объяснение причин или, лучше, поводов этого падения он приводит, между прочим, рассказ о сношениях М. Б. с Казимиром, королем польским, и великим князем литовским и переходе ее с многими новгородцами под его власть, что он называет изменою не только московск. князю, но и православию. Сношения с Литвою существовали и раньше, но какой они имели характер, определить трудно; по всей вероятности, находились в теснейшей связи с политикою московских князей, беспрестанно в течение более века вымогавших у новгородцев деньги, отнимавших у них области и разорявших их владения в случае какого-либо противодействия. Особенно стеснительна, как известно, была политика Василия Васильевича Темного, требовавшего даже прекращения вечевого устройства; понятно, что она должна была сильно вооружать новгородцев и заставила их очень рано искать помощи и покровительства у сильного в то время литовского князя. Составилась значительная партия приверженцев союза с ним, и во главе-то этой партии в начале княжения Иоанна III мы видим М. Б. Своим влиянием, красноречием она сумела увеличить ее до числа, много превышавшего партию сторонников Москвы. Чувствуя за собой силу, партия М. Б. часто наносила оскорбления московским наместникам и довольно грубо отвечала на требования Иоанна, искавшего удовлетворения. Не внимая ни спокойным призывам Иоанна к послушанию, ни увещаниям митрополита, эта партия, руководимая Марфой, неуклонно шла по пути к союзу с Литвой, ища только случая скорее порвать с Москвой и московской партией. Случай скоро представился. Умер в 1471 г. новгородский архиепископ Тона. При выборе ему преемника жребий выпал не на ключаря Пимена, любимца Марфы, а на Феофила, тянувшего к Москве. Этим обстоятельством М. Б. воспользовалась для окончательного разрыва с Москвой: на бурном, по сказанию московского летописца, вече партия ее взяла верх, и к Казимиру было отправлено многочисленное посольство с предложением быть главою Новгорода на основании древних установлений его гражданской свободы. Само собою разумеется, что после этого новое увещание Иоанна повиноваться было отвергнуто Марфою......